Регуляторика
- нормативно-правовое регулирование
- нормативно-техническое регулирование
- этическое регулирование
Ключевые задачи регулирования в сфере ИИ:
- создание основ правового регулирования новых общественных отношений, формирующихся в связи с применением систем искусственного интеллекта и робототехники, имеющих преимущественно стимулирующий характер;
- определение правовых барьеров, затрудняющих разработку и применение систем искусственного интеллекта и робототехники в различных отраслях экономики и социальной сферы;
- формирование национальной системы стандартизации и оценки соответствия в области технологий искусственного интеллекта и робототехники.
Мониторинг ключевых нормативных правовых актов в сфере ИИ
Регулирование в области ИИ осуществляется на основе поручений Президента РФ.
- Правительству Российской Федерации:
а) в целях создания прорывных решений в области ИИ представить предложения о дополнительном финансировании за счет средств федерального бюджета исследований и разработок в области генеративного ИИ, в том числе больших генеративных моделей, при условии увеличения софинансирования со стороны ведущих российских организаций и обеспечения тестирования ими технологий, полученных в результате проведения таких исследований и разработок;
б) в рамках формирования прогноза потребности отраслей экономики в специалистах по уровням образования на пятилетний период провести с привлечением объединений работодателей анализ потребности работодателей в работниках, обладающих новыми навыками и компетенциями, и по итогам этого анализа обеспечить внесение изменений в профессиональные стандарты, федеральные государственные образовательные стандарты.
в) при формировании федерального проекта «Искусственный интеллект» в рамках разработки национального проекта «Экономика данных» предусмотреть меры поддержки развития и внедрения больших генеративных моделей и технологических решений в области ИИ, а также создание инфраструктуры для их широкого использования.
г) обеспечить разработку механизма использования архивов государственных и муниципальных органов, фондов библиотек для создания наборов данных, предусмотрев оперативное безвозмездное представление содержащейся в них информации специалистам в области машинного обучения с учетом ограничения доступа к информации, установленного законодательством Российской Федерации;
д) разработать и реализовать комплекс мер, направленных на увеличение вычислительных мощностей суперкомпьютеров, находящихся в Российской Федерации, определив конкретные параметры увеличения этих мощностей.
е) обеспечить разработку больших генеративных моделей для их использования в ключевых отраслях экономики, предусмотрев механизм практического внедрения этих моделей организациями, осуществляющими деятельность в таких отраслях, в целях повышения производительности труда. - Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации с учетом ранее данного поручения обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на упрощение доступа хозяйствующих субъектов к участию в экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций и установление ответственности за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан в результате тестирования и использования технологий ИИ.
-
Правительству Российской Федерации совместно с МИДом России:
а) разработать и представить предложения о взаимодействии российских разработчиков программного обеспечения в области ИИ и разработчиков такого программного обеспечения из дружественных стран, а также о порядке доступа разработчиков из этих стран к российским большим генеративным моделям.
б) обеспечить включение вопросов, касающихся формирования этических стандартов в области искусственного интеллекта, сбалансированного регулирования и научно-технического сотрудничества в указанной области, в повестку дня заседаний объединения БРИКС в рамках председательства Российской Федерации в объединении в 2024 году.
- Правительству Российской Федерации совместно с образовательными организациями высшего образования, занявшими в 2023 году лидирующие позиции в рейтинге таких организаций по параметру качества подготовки специалистов в области ИИ, и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» обеспечить увеличение для этих организаций контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных средств по специальностям и направлениям подготовки, связанным с разработкой технологий ИИ, предусмотрев расширение перечня реализуемых этими организациями программ магистратуры и программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре в данной области.
- Правительству Российской Федерации совместно с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» обеспечить разработку и утверждение дополнительной профессиональной программы в области ИИ для руководителей крупнейших организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уделив особое внимание развитию навыков и компетенций по использованию больших генеративных моделей и предусмотрев начало обучения по такой программе не позднее 1 апреля 2024 г.
- Правительству Российской Федерации совместно с федеральным государственным бюджетным учреждением «Российская академия наук» и ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» разработать механизм, обеспечивающий льготный доступ российских исследователей, учащихся, студентов и аспирантов к вычислительной инфраструктуре суперкомпьютеров для выполнения задач в области разработки технологий ИИ.
- Минобрнауки России совместно с Минцифры России, образовательными организациями высшего образования, занявшими в 2023 году лидирующие позиции в рейтинге таких организаций по параметру качества подготовки специалистов в области ИИ, и автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования «Сколковский институт науки и технологий» реализовать комплекс мер, направленных на подготовку ученых-разработчиков мирового уровня в этой области.
- Минэкономразвития России совместно с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» и другими заинтересованными организациями обеспечить координацию работы по подготовке в рамках Кодекса этики в сфере ИИ декларации об ответственной разработке и использовании больших генеративных моделей.
- Рекомендовать публичному акционерному обществу «Сбербанк России» совместно с ассоциацией «Альянс в сфере искусственного интеллекта» обеспечить при проведении конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта» обсуждение (в том числе с участием государств, входящих в объединение БРИКС) международной повестки дня в области ИИ, а также этических аспектов использования технологий ИИ.
Экспериментальные правовые режимы
Развитие ИИ поддерживается также через введение экспериментальных правовых режимов (ЭПР)
- Федеральный закон от 31.07.2020 г. No 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»,
- Федеральный закон от 02.07.2021 No 331-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации»»
Направления:
Медицина — обработка сведений о состоянии здоровья граждан, телемедицина, фармацевтическая деятельность
Производство и эксплуатация беспилотных транспортных средств и аттестация их операторов
Предоставление государственных и муниципальных услуг, финансовый рынок
Промышленное производство и сельское хозяйство
Строительство, капитальный ремонт и реконструкция
Установлено в России в сфере ИИ по направлениям беспилотного транспорта и здравоохранения на данный момент:
1. Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 № 309 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации"
2. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 458 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Томской области"
3. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 № 462 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Камчатском крае, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Чукотском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе"
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2022 № 1849 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в отношении реализации инициативы "Беспилотные логистические коридоры" на автомобильной дороге общего пользования федерального значения М-11 "Нева"
5. Постановление Правительства РФ от 09.12.2022 N 2276 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности с применением технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозов граждан в отношении реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации "Персональные медицинские помощники"
6. Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 № 2495 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации"
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2023 № 535 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Республике Башкортостан"
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2023 № 1840 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций "Аэрологистика"
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2023 № 1510 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем"
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.07.2023 № 1164 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан"
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2023 г. № 1874 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Самарской области"
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.02.2024 № 185 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Иннополисе (Республика Татарстан)"
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.02.2024 № 100 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в Ненецком автономном округе"
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2024 № 641 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в г. Москве"
«Сбер», «Яндекс» и «КамАЗ» — крупнейшие российские компании, которые тестируют беспилотный транспорт
На данный момент создано 180 инициативных предложения для ЭПР по различным направлениям, из них самые перспективные:
медицина
беспилотный транспорт
доступ разработчиков ИИ к наборам данных из государственных информационных систем
Ожидаемые результаты:
- Новые формы экономической деятельности
- Повышение качества товаров и услуг
- Повышение эффективности государственного и муниципального управления
- Совершенствование регулирования ИИ
- Развитие науки
- Инвестиции в цифровые инновации
Стандартизация
Стандартизация в сфере ИИ необходима для того, чтобы:
- упорядочить процесс интеграции ИИ
- обеспечить стабильно высокое качество ИИ-продуктов
- повысить конкурентоспособность отечественных продуктов и услуг
Для этого в России вводятся стандарты по разработке и внедрению ИИ. Политика стандартизации следует принятой Росстандартом программе по приоритетному направлению «Искусственный интеллект».
Она включает в себя разработку не менее 111 стандартов, которые призваны преодолеть нормативно-технические барьеры в реализации федерального проекта «Искусственный интеллект».
Для повышения эффективности работы по стандартизации также был создан Технический комитет по стандартизации №164 «Искусственный интеллект». В состав комитета входят более 120 профильных компаний и государственных органов.
Мониторинги инициатив и документов международной и российской стандартизации опубликованы в Базе знаний.
Минздрав
Минпромторг
Минсельхоз
Минэкономразвития
Росреестр
Росздравнадзор
Стандарты общего назначения
Воздушный транспорт
Пространственные данные
Машиностроение
Автомобильный транспорт
национальных стандартов в сфере ИИ разработано и утверждено в 2021-2024 гг.
международных стандартов разработано и утверждено при участии российских специалистов в 2021-2024 гг.
новых стандартов еще появятся. К 2024 году будет утверждено и актуализировано не менее 102 национальных стандартов и 91 сопровождаемого международного стандарта.
Этика
В таких условиях цена ошибки ИИ как никогда высока — в отсутствие нужной регуляторики его использование может привести к распространению дезинформации, дискриминации, пагубному влиянию на демократические процессы.
Чтобы этого избежать, эксперты из Альянса в сфере искусственного интеллекта разработали Кодекс этики в сфере ИИ. Кодекс устанавливает общие этические принципы и стандарты поведения, которыми следует руководствоваться участникам отношений в сфере ИИ, и предназначен для создания среды доверенного развития технологий искусственного интеллекта в России.
Главные положения Кодекса:
- Главный приоритет развития технологий ИИ в защите интересов и прав людей и отдельного человека
- Необходимо осознавать ответственность при создании и использовании ИИ
- Ответственность за последствия применения СИИ всегда несет человек
- Технологии ИИ нужно применять по назначению и внедрять там, где это принесёт пользу людям
- Интересы развития технологий ИИ выше интересов конкуренции
- Важна максимальная прозрачность и правдивость в информировании об уровне развития технологий ИИ, их возможностях и рисках
Кодекс был принят на I Международном форуме «Этика искусственного интеллекта: начало доверия» в 2021 году.
По состоянию на 2024 год к Кодексу присоединились:
организации
ФОИВ и
19РОИВ
зарубежных организаций
- Форум стал первой в России специализированной площадкой для выработки принципов этики искусственного интеллекта
- Форум организован центром экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» Аналитического центра при Правительстве РФ
- Ключевое событие - презентация и церемония торжественного подписания российского кодекса этики в сфере искусственного интеллекта.
публикаций
в федеральных, региональных и отраслевых изданиях
сюжетов
на федеральных каналах и более 1 000 сообщений в социальных сетях
человек
из 8 стран приняли участие в форуме
участников
собралось на площадке форума, остальные смотрели трансляцию форума в прямом эфире
организаций
присоединилось к Кодексу
Ключевые темы:
- Эффекты от реализации системы национального этического регулирования ИИ
- Особенности применения этики искусственного интеллекта в отраслях экономики
- Роль государства, бизнеса, общества, науки в развитии системы национального этического регулирования
- Барьеры для масштабного внедрения этических принципов искусственного интеллекта
- Роль отечественной этики искусственного интеллекта на зарубежных рынках
- Шаги для масштабного внедрения и система управления этическим регулированием 2023
В 2022 году была создана Комиссия по реализации Кодекса этики в сфере ИИ
организаций
присоединились к положениям Кодекса к концу 2022 г.
экспертов
из разных областей приняли участие в дискуссии
- Форум стал первой в России специализированной площадкой для выработки принципов этики искусственного интеллекта
- Форум организован центром экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» Аналитического центра при Правительстве РФ
- Ключевое событие - презентация и церемония торжественного подписания российского кодекса этики в сфере искусственного интеллекта.
публикаций
в федеральных, региональных и отраслевых изданиях
сюжетов
на федеральных каналах и более 1 000 сообщений в социальных сетях
человек
из 8 стран приняли участие в форуме
участников
собралось на площадке форума, остальные смотрели трансляцию форума в прямом эфире
организаций
присоединилось к Кодексу
- Форум стал первой в России специализированной площадкой для выработки принципов этики искусственного интеллекта
- Форум организован центром экспертизы по реализации федерального проекта «Искусственный интеллект» Аналитического центра при Правительстве РФ
- Ключевое событие - презентация и церемония торжественного подписания российского кодекса этики в сфере искусственного интеллекта.
публикаций
в федеральных, региональных и отраслевых изданиях
сюжетов
на федеральных каналах и более 1 000 сообщений в социальных сетях
человек
из 8 стран приняли участие в форуме
участников
собралось на площадке форума, остальные смотрели трансляцию форума в прямом эфире
организаций
присоединилось к Кодексу